Межбанковские отношения на основе использования высоких технологий интербанковских телекоммуникаций

Банковское дело » Межбанковские отношения на основе использования высоких технологий интербанковских телекоммуникаций

Банковские услуги в настоящий момент, как и в течение всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в нашей стране.

Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны с применением телекоммуникационной среды (безналичные расчёты с использованием пластиковых карт, систем «интернет-банкинга», электронной и мобильной коммерции, взаимодействия «клиент-банк», межбанковские взаимодействия в России, международные клиентские взаимодействия через глобальную международную банковскую систему S.W.I.F.T. и др.).

Целью своей работы я ставлю не только рассмотрение всемирных межбанковских систем взаиморасчётов, в том числе и глобальной и широко используемой – S.W.I.F.T., но и также предметом рассмотрения являются новые, на сегодняшний день, электронные системы межбанковских операций, электронные системы взаиморасчётов между банками и электронные платежи в современной мировой банковской системе и банковской системе России.

Я выбрал тему своей работы в связи с тем, что данная тема крайне актуальна, так как внешние взаимодействия банка – это основа его нормальной работы, поскольку они обеспечивают все основные банковские функции, сформулированные в Законе «О банковской деятельности»[1].

Потребности развивающегося банковского сектора технического и программного обеспечения стимулируют совершенствование автоматизированных банковских электронных систем западными и отечественными разработчиками, создание большого количества сетей во всём мире, что создает благоприятные предпосылки для взаимодействия банка с внешней средой. Такие взаимодействия стали необходимым условием нормальной работы коммерческих банков, поэтому именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития банковских информационных систем.

Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, происходящим за счёт увеличения как объёма операций, так и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Если до какого-то момента функционирование банка в режиме ручной обработки информации может поддерживаться за счёт экстенсивных методов развития (например, расширения штатов и аппарата управления), то на определенном этапе деятельность банка, осуществляемая вручную, либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк становится не в состоянии реагировать на ситуацию на рынке. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка.

Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счёт специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.

Наконец, в условиях становления рыночных механизмов, нестабильности законодательной базы и высоком уровне инфляции только использование гибкой и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковских операций может обеспечить конкурентоспособность банка.

Так, например, современный зарубежный банк располагает:

ü базой данных клиентов, что ускоряет оценку положения клиента и облегчает взаимные операции;

ü автоматизированной системой бухгалтерского учёта, позволяющей оценить уровень рентабельности отдельных операций, а также прибыльность обслуживания клиентов;

ü системой управления кредитными вложениями, что позволяет определить степень риска по кредитам, своевременно ее уточнять и пересматривать;

ü «домашними» банковскими системами, доступ к которым возможен круглосуточно по телефону либо по коммутируемым каналам связи;

ü системами управления финансами корпораций, которые позволяют клиентам непосредственно контролировать свою наличность и валютные позиции двенадцать часов в сутки;

ü сетью машин, автоматизирующих ручной труд в банковских операциях и, что наиболее важно, сокращающих очередь и функционирующих круглосуточно всю неделю;

ü компьютеризацией ежедневного миллионного документооборота между филиалами;

ü активно участвует в международной системе S.W.I.F.T., расширяя свои возможности передачи деловой и платежной документации.

Расширение сети коммерческих банков, предоставление им лицензий на право осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям обуславливает необходимость не только повышения уровня банковской автоматизации, но и необходимость развития сетей связи в РФ и подключения к мировым телекоммуникационным сетям. Эта задача решается в последнее время как самостоятельно на региональном уровне, так и путём подключения к крупнейшей в мире коммуникационной сети, объединяемой Обществом Всемирных Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций – S.W.I.F.T.

Этим решается задача оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

Сфера электронных банковских систем является предметом исследований и разработок, проводимых различными специалистами – в основном по телекоммуникациям, банковским информационным системам, информационным технологиям различного характера. Потребность в таких разработках ощущается практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность многих банковских специалистов.

Информация по теме:

Анализ деятельности коммерческих банков
Разработанные государственными регулирующими органами аналитические показатели, формы бухгалтерской и финансовой отчётности, ряд обязательных экономических нормативов деятельности банка являются основой для проведения внешнего анализа дея ...

Акцепт переводного векселя
Разберем подробнее процедуру акцепта тратты. Как уже упоминалось, должник по переводному векселю должен дать согласие на оплату тратты путем ее акцепта. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами: “Акцепт ...

Комиссионные и трастовые операции банков
Банки ведут также комиссионные операции, то есть выполняют различные поручения своих клиентов за их счет. Такие поручения связаны с переводом денег как внутри одной страны, так и из одной страны в другую. Это переводные операции, при кото ...