Проблемы вексельного обращения в России

Банковское дело » Операции банка с собственными векселями » Проблемы вексельного обращения в России

Страница 4

Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести информационную закрытость вексельного рынка, о чем говорилось выше. Центробанк обращался в Минюст с просьбой, чтобы нотариусы предоставляли в Банк России через Минюст информацию о предприятиях, допустивших неплатежи и факты протеста векселей. Но Минюст ответил категорическим отказом, мотивируя это тем, что статья 5 Закона «О нотариате» направленная на сохранение тайны нотариальных действий, гласит, что нотариус может разглашать тайну нотариальных действий только определенным органам, в перечень которых ЦБ не входит. Получается что протест векселя – публичный акт, необходимый элемент вексельной дисциплины, не учтен в основах законодательства РФ о нотариате.

Положение Минюста позволяет нотариусу совершать протест векселя путем выписки формы 60 – акта совершения протеста векселя в неплатеже. Но нотариусы часто забывают, что также необходимо делать отметки на самом подлиннике векселя. Это может привести, с учетом достаточно жестких сроков на совершение протеста (полтора дня), к тому, что протест может быть не признан судом.

Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей, находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной.

Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная. Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых, наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы. При проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно, а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов просто нет в надзорных органах.

4. Много споров развернулось вокруг проблемы введения векселя в бездокументарной форме. Доля «электронных» ценных бумаг (выпущенных в безбумажной форме) составляет около 90% от общего количества всех выпущенных ценных бумаг. Возник вопрос об использовании такой формы для векселя и проведения расчетов на электронной основе. Сторонниками этой формы выдвинуты возражения. По их мнению, удобство векселя в немалой степени связано как раз с его бумажной формой, которая притом, а это главное, предусмотрена Женевской вексельной конвенцией. Организовать выпуск и обращение векселей в безбумажной форме не позволяют технический уровень развития инфраструктуры ценных бумаг в России, отсутствие стандартов операций с бездокументарными ценными бумагами. Тем не менее, бездокументарные векселя стали применяться и в практике. 21 марта 1996 года ФКЦБ утвердила: Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей. В августе 1996 года Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг выдан Первый государственный сертификат новосибирскому ЗАО «Сибирский оператор бездокументарного вексельного обращения». Первая эмиссия 6-месячных бездокументарных векселей была запланирована в сумме 10 млрд. руб., а первым клиентом АО стала Новосибирская областная администрация. Кроме нее соглашение об участии в программе бездокументарного вексельного обращения подписали Кемеровская, Омская, Тюменская области и др. Лицензию №2 и статус оператора такого обращения получила Объединенная депозитарная компания, образованная Столичным банком сбережений. Банк России телеграммой от 5 июля 1996 года № 99-96 запретил кредитным организациям обязываться по бездокументарным векселям, как противоречащим положениям ЕВЗ и Женевской вексельной конференции 1930г., регулирующим вексельное обращение на территории РФ. Разрешение проблемы дано в Федеральном законе «О переводном и простом векселе», согласно которому (ст.4) переводный и простой вексель должен быть составлен только на бумаге.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов
Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций, необходим бюджет, который представляет собой экономическую форму образования и исп ...

Конкретный пример построения корпоративной сети банка
14 июня 1996 г. в Вологде Главное Управление Центрального Банка по Вологодской области совместно с московской компанией IBS и во­логодской фирмой "СВТ-компьютерные технологии" провели для представителей крупнейших рос­сийских ко ...

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или иным лицензирующим органом на основании ге ...