Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести информационную закрытость вексельного рынка, о чем говорилось выше. Центробанк обращался в Минюст с просьбой, чтобы нотариусы предоставляли в Банк России через Минюст информацию о предприятиях, допустивших неплатежи и факты протеста векселей. Но Минюст ответил категорическим отказом, мотивируя это тем, что статья 5 Закона «О нотариате» направленная на сохранение тайны нотариальных действий, гласит, что нотариус может разглашать тайну нотариальных действий только определенным органам, в перечень которых ЦБ не входит. Получается что протест векселя – публичный акт, необходимый элемент вексельной дисциплины, не учтен в основах законодательства РФ о нотариате.
Положение Минюста позволяет нотариусу совершать протест векселя путем выписки формы 60 – акта совершения протеста векселя в неплатеже. Но нотариусы часто забывают, что также необходимо делать отметки на самом подлиннике векселя. Это может привести, с учетом достаточно жестких сроков на совершение протеста (полтора дня), к тому, что протест может быть не признан судом.
Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей, находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной.
Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная. Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых, наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы. При проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно, а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов просто нет в надзорных органах.
4. Много споров развернулось вокруг проблемы введения векселя в бездокументарной форме. Доля «электронных» ценных бумаг (выпущенных в безбумажной форме) составляет около 90% от общего количества всех выпущенных ценных бумаг. Возник вопрос об использовании такой формы для векселя и проведения расчетов на электронной основе. Сторонниками этой формы выдвинуты возражения. По их мнению, удобство векселя в немалой степени связано как раз с его бумажной формой, которая притом, а это главное, предусмотрена Женевской вексельной конвенцией. Организовать выпуск и обращение векселей в безбумажной форме не позволяют технический уровень развития инфраструктуры ценных бумаг в России, отсутствие стандартов операций с бездокументарными ценными бумагами. Тем не менее, бездокументарные векселя стали применяться и в практике. 21 марта 1996 года ФКЦБ утвердила: Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей. В августе 1996 года Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг выдан Первый государственный сертификат новосибирскому ЗАО «Сибирский оператор бездокументарного вексельного обращения». Первая эмиссия 6-месячных бездокументарных векселей была запланирована в сумме 10 млрд. руб., а первым клиентом АО стала Новосибирская областная администрация. Кроме нее соглашение об участии в программе бездокументарного вексельного обращения подписали Кемеровская, Омская, Тюменская области и др. Лицензию №2 и статус оператора такого обращения получила Объединенная депозитарная компания, образованная Столичным банком сбережений. Банк России телеграммой от 5 июля 1996 года № 99-96 запретил кредитным организациям обязываться по бездокументарным векселям, как противоречащим положениям ЕВЗ и Женевской вексельной конференции 1930г., регулирующим вексельное обращение на территории РФ. Разрешение проблемы дано в Федеральном законе «О переводном и простом векселе», согласно которому (ст.4) переводный и простой вексель должен быть составлен только на бумаге.
Информация по теме:
Аналитический и синтетический учет в кредитных организациях
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операци ...
Основные пробелы
в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений
и возможные варианты их решения
Разработка плана финансового оздоровления — ответственный этап в процедуре санации кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восс ...
Современные подходы к анализу деятельности коммерческого
банка
В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков увел ...