Россия и международные клубы кредиторов

Банковское дело » Международные финансовые организации » Россия и международные клубы кредиторов

Страница 2

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования: огра­ничение роста денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль над предоставлением кредитов, совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации), устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, а также ограничение вмеша­тельства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам про­тив собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник нс является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государ­ства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Па­рижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3.

Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бре­мени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных дан­ной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должни­ками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями креди­торов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредито­ров, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отно­шении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренно­стей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перего­воры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникно­вения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспо­минает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких патовых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банка».

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения креди­тов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил на­звание "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолжен­ность страны "третьего мира".

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Виды государственных бумаг
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) - дисконтные ценные бумаги в бездокументарной форме, право собственности подтверждается записью на счетах ДЕПО. Инвестировать в ГКО могут как юридические, так и физические лица. Конечно, м ...

Банки на рынке долговых правительственных обязательств
Агент правительства на рынке ц/бумаг – ЦБ. ЦБ обеспечивает возможность продажи, выпуска в обращение ц/бумаг при эмиссии (первичной- 96%). ЦБ размещает правительственные ц/бумаги в активы КБ, т.е. продает (связывает ресурсы КБ). Правите ...

Анализ финансового состояния коммерческого банка
Основным источником данных для оценки финансового состояния коммерческого банка является его баланс. Банковский баланс является бухгалтерским балансом. В нем показываются суммы остатков лицевых счетов бухгалтерского аналитического учет ...