Предусловием финансовой независимости местного самоуправления является разумная с точки зрения экономической целесообразности децентрализация власти и адекватное распределение ответственности полномочий, а также, и финансово-экономической базы между центром и регионами. Пределы финансовой независимости местного самоуправления всегда должны определяться в законодательном порядке, то есть закон должен четко выделять функции местного самоуправления и в соответствии с ними - источники ресурсов, которые составляют финансовое обеспечение этих функций.
Законодательное закрепление функций местного самоуправления должно найти отображение, прежде всего, в конституции государства. Но, к сожалению, в Конституции Украины четко не сформулированы фундаментальные положения и функции местного самоуправления, как это сделано в конституциях большинства европейских государств, не учтено и основные положения Европейской хартии о местном самоуправлении.[15, C. 80-85]
Реальность экономической, в том числе финансовой, независимости органов местного самоуправления возможна при соблюдении таких принципов:
– местные органы власти имеют достаточное количество собственных источников доходов, которые соответствуют их полномочиям;
– в связи с тем, что масштабы функций и финансовые возможности должны постоянно корригироваться в результате экономических, социальных и демографических изменений, реформы местных органов власти должны быть нацелены на постоянную переоценку и достижение баланса между государственными и местными функциями и доходами;
– какое- либо решение, которое принимается органами законодательной и исполнительной власти, если оно предусматривает определенные расходы, должно иметь финансовое обоснование;
– обеспечение гибкости системы финансирования, то есть действующее законодательство должно давать возможность оперативно решать вопросы относительно уточнения или изменения объемов и источников финансирования;
– широкое участие предпринимательских структур, размещенных на данной территории, в финансовом обеспечении предоставления услуг, отнесенных к компетенции местных органов власти.
Таким образом, концептуальные основы финансовой независимости местного самоуправления должны заключаться в оптимальном учете интересов государства, предпринимательских структур, населения и местного самоуправления. Вместе с тем важно заметить, что ничем не ограниченная финансовая независимость местного самоуправления имеет также негативные черты, как, например, чрезмерная централизация в использовании финансовых ресурсов, которые создаются на данной территории.[19, C. 60-70]
Из всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение, что местные финансы, органы местного самоуправления играют очень важную роль в бюджетном процессе государства. С их помощью производится финансирование бюджетных учреждений, находящихся на территории данного совета, их работа позволяет вышестоящим органам иметь представление о положении дел определенной территории и тем самым строить бюджетную политику всего государства. Финансовая независимость органов местного самоуправления – важное условие построения демократического государства. От финансовых возможностей зависят в конечном итоге реальные властные функции государства.
Информация по теме:
Основные направления развития
Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыг ...
Управление рисками
Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятностных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприяти ...
Обеспечение обязательств заемщика
Одним из принципов банковского кредитования является обеспеченность обязательств заемщика по возврату ссуды. Это может достигаться за счет залога заемщиком имущества, гарантии (поручительства), взыскания пени и штрафа, согласия с банком о ...