Необходимость формирования местного бюджета

Банковское дело » Бюджет » Необходимость формирования местного бюджета

Страница 1

Финансовая система государства представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), урегулированных финансово-правовыми нормами, с помощью которых государство создает, разделяет и использует централизованные и децентрализованные фонды средств.

Государственная финансовая система Украины состоит из четырех звеньев:

- государственного бюджета;

- финансов местных органов власти;

- специальных внебюджетных фондов;

- финансов государственных корпораций.

В связи с демократизацией государственного устройства и управления в Украине значительное развитие приобретает местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общественные интересы территориальных обществ сел, поселков, городов. В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительские и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.[13, С. 30-35]

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т.д. С государственного бюджета в местные бюджеты передаются средства в виде дотаций. Этим самым государство влияет на выравнивание социально-экономического развития территорий.

В связи с определенными выше процессами возрастает роль местных финансов. Следует обратить внимание, что эти понятия не исчерпываются финансами местных органов власти. Поскольку существенными проявлениями финансов как экономической категории являются экономические и общественные (социальные) отношения, то местные финансы взаимосвязаны с социально-экономическим развитием региона. Поэтому, анализируя местные финансы, мы не можем не сказать о средствах организаций, предприятий всех форм собственности, которые направляются на развитие социальной инфраструктуры региона и на удовлетворение общественных интересов и потребностей.

Рассмотрим сущность местных финансов. Во-первых, это экономические отношения, которые отображают движение средств, например:

– формирование доходной и расходной части местных бюджетов;

– межбюджетные отношения;

– формирование и использование региональных внебюджетных фондов;

– местные займы, лотереи и т.д.;

– создание коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений;

– перечисления в местные бюджеты налогов и других обязательных платежей предприятиями разных форм собственности;

– деятельность предприятий по созданию фондов средств разнообразного назначения;

– создание и функционирование благотворительных фондов и т.д.

Все указанные выше экономические отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, поскольку с движением средств изменяется и их собственник. Например, часть прибыли предприятий в виде налогов удерживается в бюджет, перераспределяется на рассмотрение органов местной власти. О местных финансах как о перераспределительной категории можно говорить с точки зрения сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.[14, С. 100-120]

Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей и содействие социально-экономическому развитию региона. Природно, что другое проявление сущности местных финансов – социальное. Выявляются различные отношения между участниками производственной и непроизводственной сферы, с одной, стороны, и предприятиями и государством, с другой, например:

– финансирование учреждений и организаций образования, культуры, науки, охраны здоровья, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения;

– использование местных финансовых ресурсов на: мероприятия по охране окружающей природной среды, обновление памятников природы и культуры, которые находятся в ведомстве соответствующих органов власти; на облагораживание городов, сел, поселков, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети путей соответствующего подчинения; на содержание органов самоуправления; на защиту прав потребителей и т.д.

Даже такой неполный перечень путей перераспределения централизованных фондов средств (в виде бюджета и внебюджетных фондов) указывает на решающую роль местных финансов в обеспечении конституционных прав граждан.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Понятие коммерческого банка
КБ – это уникальное финансово-эк-ое предприним-ое образование с т.зрения «добывания» денег (получения прибыли). КЛБ выступают основные звеном б/системы. Независимо от формы собств-ти КБ являются самостоятельными субъектами рынка. Их отно ...

Особенности кредитных операций в различных странах
В практике западных банков проводится разграничение между деловыми (коммерческими) ссудами и персональными креди­тами. Этим категориям соответствуют различные виды кредит­ных соглашений, определяющих условия предоставления займа, его пога ...

Ответственность за нарушение обязательств по кредитному договору
Формами ответственности за нарушение кредитного договора является неустойка и возмещение убытков. Поскольку законодательство не содержит норм, которые устанавливали бы неустойку за указанные нарушения, то она носит исключительно договорно ...