Финансовая система государства представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), урегулированных финансово-правовыми нормами, с помощью которых государство создает, разделяет и использует централизованные и децентрализованные фонды средств.
Государственная финансовая система Украины состоит из четырех звеньев:
- государственного бюджета;
- финансов местных органов власти;
- специальных внебюджетных фондов;
- финансов государственных корпораций.
В связи с демократизацией государственного устройства и управления в Украине значительное развитие приобретает местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общественные интересы территориальных обществ сел, поселков, городов. В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительские и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.[13, С. 30-35]
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т.д. С государственного бюджета в местные бюджеты передаются средства в виде дотаций. Этим самым государство влияет на выравнивание социально-экономического развития территорий.
В связи с определенными выше процессами возрастает роль местных финансов. Следует обратить внимание, что эти понятия не исчерпываются финансами местных органов власти. Поскольку существенными проявлениями финансов как экономической категории являются экономические и общественные (социальные) отношения, то местные финансы взаимосвязаны с социально-экономическим развитием региона. Поэтому, анализируя местные финансы, мы не можем не сказать о средствах организаций, предприятий всех форм собственности, которые направляются на развитие социальной инфраструктуры региона и на удовлетворение общественных интересов и потребностей.
Рассмотрим сущность местных финансов. Во-первых, это экономические отношения, которые отображают движение средств, например:
– формирование доходной и расходной части местных бюджетов;
– межбюджетные отношения;
– формирование и использование региональных внебюджетных фондов;
– местные займы, лотереи и т.д.;
– создание коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений;
– перечисления в местные бюджеты налогов и других обязательных платежей предприятиями разных форм собственности;
– деятельность предприятий по созданию фондов средств разнообразного назначения;
– создание и функционирование благотворительных фондов и т.д.
Все указанные выше экономические отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, поскольку с движением средств изменяется и их собственник. Например, часть прибыли предприятий в виде налогов удерживается в бюджет, перераспределяется на рассмотрение органов местной власти. О местных финансах как о перераспределительной категории можно говорить с точки зрения сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.[14, С. 100-120]
Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей и содействие социально-экономическому развитию региона. Природно, что другое проявление сущности местных финансов – социальное. Выявляются различные отношения между участниками производственной и непроизводственной сферы, с одной, стороны, и предприятиями и государством, с другой, например:
– финансирование учреждений и организаций образования, культуры, науки, охраны здоровья, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения;
– использование местных финансовых ресурсов на: мероприятия по охране окружающей природной среды, обновление памятников природы и культуры, которые находятся в ведомстве соответствующих органов власти; на облагораживание городов, сел, поселков, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети путей соответствующего подчинения; на содержание органов самоуправления; на защиту прав потребителей и т.д.
Даже такой неполный перечень путей перераспределения централизованных фондов средств (в виде бюджета и внебюджетных фондов) указывает на решающую роль местных финансов в обеспечении конституционных прав граждан.
Информация по теме:
Обязанность банка открыть счет
Договор банковского счета является основанием для открыта соответствующего счета. Банк обязан заключить договор с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответс ...
Норматив
ликвидности коммерческого банка
В целях контроля за ликвидностью, банки должны составлять таблицу сравнения сроков активов и обязательств, причем для каждого актива (обязательства) берется наименьший срок, по истечении которого банк имеет право требовать исполнения обяз ...
Государственный долг и формы его покрытия
В России дефицит бюджета уже несколько лет, для его покрытия нужны безинфляционные инструменты. К таким инструментам относятся государственные ценные бумаги. Обслуживает внутренний государственный долг (ГД) Центральный банк России, являющ ...