Институциональные изменения банковской системы

Страница 2

Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую сохранную казну. В этом же году был учрежден Государствен­ный банк России на базе государственного коммерческого бан­ка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредит­ных учреждений.

На начало 80-х годов в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудосберегательных товариществ, 32 ком­мерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы, торговые дома, меняль­ные лавки, которые осуществляли значительное количество чис­то банковских операций и также привлекавшие средства клиен­тов для осуществления высоко рисковых операций. Широкое развитие банковской системы было прервано Пер­вой мировой войной. Но уже к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К госу­дарственным относились: государственный банк, Комиссия по­гашения государственных долгов, государственные сберегатель­ные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г). В 1917г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государ­ственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Развитие политики «военно­го коммунизма» привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упраздне­ние Народного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не после­довало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восста­новления. И уже в этом же году был вновь создан Госу­дарственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922—1924 гг. возник еще ряд бан­ков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной. В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное об­щество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении Го­сударственного банка СССР и занимался кредитованием внеш­неторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовав­ший сельское хозяйство). При этом выделялись как централь­ный, так и республиканские сельскохозяйственные банки. Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелко­товарного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэто­му система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленни­ков. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.

Во второй половине 20-х годов развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обя­занности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации бан­ковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал опера­тивное управление всей банковской системой, что ликвидирова­ло право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапом реорганизации стало жесткое раз­граничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В целом в 1927— 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функ­ции банков, что превратило банковское кредитование в разно­видность государственного планового финансирования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Нормативно правовая база местного бюджета
Нормативно правовая база местного бюджета включает вопросы: · бюджетная политика; · стратегическое или политическое планирование; Установление правительством конкретных целей и задач улучшает качество информации, анализа и принятия реш ...

Обязанность не уклоняться от банковского контроля
Предоставляя клиенту кредит, банк несет определенный риск в том, что клиент не сможет вернуть полученные средства, так как в течение срока пользования кредитом может значительно ухудшиться его финансово-хозяйственное положение. Чем больше ...

Залог автотранспорта
При оформлении договора залога транспортного средства кредитный эксперт , в первую очередь, проверяет право собственности на транспортное средство.К ним относятся договор купли-продажи, договор мены, дарения, акт приема-передачи, техничес ...