Порядок резервирования средств

В СССР впервые резервные требования стали использоваться в качестве инструмента регулирования банковской деятельности с появлением в банковской сфере в апреле 1989 г. коммерческих структур и началом процесса формирования двухуровневой системы банковской системы. В связи с этим в Центральном банке СССР был образован Фонд регулирования кредитных ресурсов, куда подлежали зачислению минимальные резервы всех вновь созданных акционерных (паевых) коммерческих, в том числе кооперативных, банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, корректировалась ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца и исчислялась в соответствии с нормативом, установленным Центральным банком в процентах к объему привлеченными коммерческими банками средств.

За период действия данного инструмента регулирования в банковской системе СССР норматив отчислений, состав депонируемых сумм и дополнительные условия формирования минимальных резервов изменялись неоднократно.Если первоначально (апрель1989 г.) норматив резервирования составлял 5% , то в 1990 г. он был увеличен до 10%, в 1991 г. ‑ до 15%.

В некоторых случаях пересмотр ставки депонирования резервов сопровождался дифференциацией депозитов по срокам. Например, для депозитов до востребования норматив резервирования был установлен на уровне 15%, для депозитов сроком привлечения менее года ‑ 12, от одного года до трех лет ‑ 10%, а на депозиты сроком свыше трех лет с 01.07.91 г. резервные требования не распространялись.

Изначально резервированию подлежали привлеченные средства по иностранным операциям; средства местных бюджетов и бюджетных организаций; неиспользованные средства для финансирования капвложений; расчетные, текущие и депозитные счета государственных, сельскохозяйственных, кооперативных , профсоюзных, общественных и других организаций; а также вклады граждан;привлеченные средства по расчетам между филиалами банка; кредиторская задолженность, привлеченные фонды спецназначения, открываемые на балансе коммерческих банков.

C 01.12.90 г. к указанным выше обязательствам были добавлены зарезервированные средства заказчиков, разные средства и фонды спецназначения и в связи открытием новых счетов расчетные счета арендных предприятий, арендаторов и крестьянских хозяйств, а также граждан, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность. Нецелесообразным было включение сумм инкассированной денежной выручки, списываемых после перерасчета и фактических расходов финансируемых банком нехозрасчетных организаций, поскольку по существу это квазипассивы, не представляющие собой какие - либо ресурсы. Необоснованной также была замена суммы кредиторской задолженности на сумму ее превышения над дебиторской, так как данное превышение не может служить обеспечением интересов кредиторов.

Перечисленные недостатки были устранены при последующем пересмотре условия резервирования. Однако на ряду с квазипассивами из состава депонируемых показателей неправомерно были исключены зарезервированные средства заказчиков. В связи с введением единого плана банковских счетов методика расчета подлежащих резервированию средств с 01.07.91 г.

Стала идентичной как для вновь созданных банков, так и для трансформированных спецбанков. Тем самым перечень счетов, применяемых для расчета депонируемой суммы привлеченных средств, был расширен за счет присоединения счетов, раннее используемых только в спецбанках. В связи с этим к числу резервируемых средств были причислены вклады военнослужащих;средства по центральным расчетам (с Минфином,Минсвязи и пр.); средства, предназначенные для долгосрочных вложений; средства соцстраха и соцобеспечения, а также все свободные спецфонды.

Прогрессивным нововведением являлось расширение с 01.12.90 г. состава минимальных резервов. С этого времени депонирование привлеченных средств разрешено полностью или частично осуществлять в форме вложений в облигации Государственного внутреннего займа, чем допускалось не только беспроцентное, но и “доходное” минимальное резервирование.

Информация по теме:

Виды платежных карт
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и бан ...

Правовая база функционирования коммерческих банков
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории Российской Федерации определен Законом № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В соответствии с этим законом в Российской Федерации д ...

Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков в области активных операций и перспективы использования его в России
Термин "коммерческий банк" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали в основном торговлю. Клиентами банков были торговцы. Постепенно, с развитием промышленного производства возникли операции по к ...