Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с огромными трудностями организационного, правового и даже психологического характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц [47-48].
До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания международных расчетов.
В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри страны.
Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.
Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с которым предполагалось введение векселей единого образца.
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях.
Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;
- Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”;
- Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”;
- Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);
- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01);
- Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;
- Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;
- Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”.
Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Информация по теме:
История российского валютного дилинга
До реформ операции на МВР проводил только Внешэкономбанк и входящие в структуру СЭВ банки МБЭС и МИБ. В 1992-1993 гг. на освободившееся после банкротства ВЭБ место пришли коммерческие банки, получившие генеральную валютную лицензию: Внешт ...
Условия выдачи лицензий Центрального банка России коммерческим банкам
Уполномоченным банком называется коммерческий банк, получивший лицензию на осуществление валютных операций. Лицензии выдаются Центральным банком России и делятся на внутренние, расширенные и генеральные.
Внутренняя лицензия дает право на ...
Управление надежностью
коммерческого банка
Необходимость создания методики сравнительного анализа работы коммерческих банков объясняется дальнейшим развитием казахстанского рынка финансовых и, конкретно, банковских услуг. Разработка методики, ее открытое обсуждение и внедрение сис ...