“Прогнозирование – это научно обоснованные суждения о возможном состоянии и будущем развитии того или иного объекта или отдельных его элементов, а также об альтернативных путях, методах, сроках достижения определённого состояния этого объекта. Принципами прогнозирования являются:
1. Системный подход;
2. научная обоснованность;
3. альтернативность и вариантность;
4. выделение генеральной цели, ведущего звена;
5. отражение объективных закономерностей;
6. достоверность.
К функциям прогнозирования относятся:
- научный анализ, который включает ретроспекцию (историю развития объекта, идеи или события), диагноз (систематическое описание объекта, идеи или события), проспекцию (разработка прогноза и оценка его достоверности, точности и обоснованности);
- оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем социально-экономического развития;
- установление причинно-следственных связей, их повторяемости в определённых условиях и учёт неопределённости;
- мониторинг мирового опыта;
- оценка действия определённых тенденций и закономерностей в будущем;
- предвидение, т.е. опережающее отображение действительности, основанное на познании действия экономических законов и теорий (с учетом новых социально-экономических ситуаций и проблем развития рынка ценных бумаг) в форме гипотез и предположений;
- разработка концепций развития рынка ценных бумаг.
Целью прогнозирования рынка ценных бумаг является исследование вариантов развития и определение возможных перспектив с учётом факторов объективного и субъективного характера. Задачи прогнозирования развития рынка ценных бумаг следующие:
- определить будущее рынка ценных бумаг на основе научного анализа;
- выявить главные направления развития рынка ценных бумаг с позиции научного предвидения;
- учесть различные факторы и обосновать конкретные способы их регулирования.
Основные виды прогнозов развития рынка ценных бумаг классифицируются по следующим критериям:
- по масштабу прогнозирования – мировой, национальный и региональный;
- по характеру прогнозируемых процессов – развития фондовых операций, поведения отдельных участников рынка ценных бумаг и операций с отдельными видами ценных бумаг;
- по функциональному признаку – поисковый (основан на условном продолжении в будущее тенденций развития в прошлом и настоящем) и нормативный (разрабатывается на базе заранее определённых целей, т.е. от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям его изменения в свете определённой цели);
- по способам представления результатов – точечный (предполагает единственное сочетание показателей) и интервальный (предполагает набор показателей в заданных интервалах);
- по степени пространственной и временной согласованности результатов прогнозов
одномерный (по отдельным объектам без последующего согласования результатов), многомерный (по отдельным объектам с последующим согласованием результатов), перекрёстный (с установлением причинно-следственных связей и зависимостей и имитацией возможного взаимодействия) и сквозной (с имитацией поведения совокупности объектов);
- по срокам – краткосрочный, или текущий (на срок менее 1 года), среднесрочный (на срок 1-3 года) и долгосрочный (на срок более 3 лет). Для построения краткосрочного, или текущего, прогноза применяется технический анализ. Для разработки среднесрочного и долгосрочного прогнозов эффективен фундаментальный анализ;
- по содержанию – конъюнктурный и исследовательский.
Цель конъюнктурного прогноза – определение возможностей проведения фондовых операций, прежде всего покупки и продажи по наиболее выгодным ценам. Конъюнктурный прогноз позволяет определить варианты рациональных инвестиций. Различают статический и динамический подход к прогнозированию конъюнктуры. Статический подход подразумевает рассмотрение экономических явлений, по существу, без их изменения во времени, а динамический – в процессе их изменения во времени. Горизонт конъюнктурного прогноза обычно мал, т.к. ситуация на рынке ценных бумаг меняется очень быстро.
Информация по теме:
Операции проводимые банками Республики Беларусь
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:
1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для про ...
Развитие операций банка на биржевом и межбанковском валютном рынках
Одной из самых доходных операций в валютной деятельности банков является валютный дилинг - покупка - продажа валютных средств на условиях "спот" и на срок. Поэтому развитие этого участка работы банка требует особого внимания от ...
Банкротство и ликвидация коммерческих банков
В настоящее время банкротство кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Согласно п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве ...