Под понятием идеально надежного банка понимается банк, очень надежный, но который все же имеет разумное распределение активов, в том числе «разумную долю» работающих активов. Понятно, что с точки зрения надежности самый идеальный банк - тот, который вообще не проводит кредитные операции, ведет только беспроцентные счета до востребования, все средства клиентов хранит на корсчетах, а все собственные - в виде защищенного капитала. В этой модельной ситуации банк не способен приносить достаточной прибыли и считаться хорошим не может. Для приближения к реальности предполагается, что идеальный банк для достижения доходности поддерживает разумное соотношение между безопасностью операций и допущением риска.
Для установления коэффициентов надежности идеального банка совсем не обязательно проводить общественные опросы. Нам представляется достаточным для начала оценить значение «идеальных» коэффициентов на основе проведения лишь экспертного опроса, основанного на опыте работы на финансовом рынке. Дальнейшее развитие рыночной ситуации, а также перемена мест в итоговом рейтинге надежности банков и соответствующие изменения в их реальном положении внесут необходимые корректировки. Возможно, после завершения спада, связанного с переходным периодом, и достижения макроэкономической стабилизации окажется необходимым вносить корректировки в представления об идеальном банке в зависимости от фазы колебания экономический конъюнктуры. Но это дело будущего.
Коэффициенты надежности всех других банков, участвующих в рейтинговом исследовании, сравниваются с коэффициентами этого идеального банка. Место других банков в рейтинге надежности определяется степенью приближения показателей данного банка к, наилучшим показателям с точки зрения надежности.
Но для построения итогового значения (или «вектора надежности») недостаточно просто просуммировать значения коэффициентов банка. Предварительно эти коэффициенты) нужно отнормировать и взвесить.
Зачем коэффициенты «нормировать» и «взвешивать»? Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к главному положению методики: для каждого банка рассчитывается некоторое число, увеличение которого на следующую дату будет означать с неизбежностью увеличение общего уровня надежности данного банка.
Подсчет итогового числа проводится путем суммирования полученных коэффициентов надежности. Однако в простом суммировании есть опасности двух типов:
Во-первых, различная природа рассчитанных коэффициентов предполагает также, что на наше представление о надежности эти коэффициенты влияют по-разному. Что-то считается более важным, что-то важно, но не очень, что-то просто принимается «к сведению».
Во-вторых, полученные коэффициенты должны быть приведены к одному масштабу. Ведь коэффициенты суммируются, и нас интересует только итоговая сумма. При этом одни коэффициенты по своей природе оказываются почти всегда больше других, (для коэффициентов надежности, например, это t2 = ВБ/АР, который всегда больше единицы, и t1 = К/СО, который чаще всего меньше единицы. При этом если принять, что на итоговую надежность эти коэффициенты влияют одинаково, тот банк, который больше влияния уделяет минимизации работающих активов, чем росту собственного капитала, будет иметь неоправданное преимущество в итоговом рейтинге).
Избежать первого можно, проведя взвешивание коэффициентов по степени их значимости в итоговом рейтинге. Для второго применяется стандартная процедура нормировки.
Типы нормировок
Идеальная. Эту нормировку можно проводить именно на «идеальный банк», т.е. все коэффициенты реального банка предварительно делятся на значения этих коэффициентов для идеального банка, тем самым нормируясь на единицу.
Синтетическая
(или реальная). Нормировку можно проводить исходя из «реальности жизни». Необходимо собрать статистику реально имеющихся коэффициентов надежности по всем банкам (или по их достаточному большинству). Далее предстоит убедиться в том, что идеальность, увы, пока недостижима, и нормировать рейтинговые коэффициенты на среднюю величину по группе банков, которые эксперты большинством в 2/3 признают именно самыми надежными.
Идеально-реальная.
Еще один вид нормировки: опять же собираем предварительно статистику, но в качестве нормы принимаем ту границу разброса коэффициентов самых надежных (с точки зрения экспертов) банков, которая ближе всего к признанному идеальному уровню.
Информация по теме:
Консультационные слуги банка, информационно-аналитические услуги банка
Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направлениями консультационной деятельности банков могут быть следующие:
- информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разра ...
Залог автотранспорта
При оформлении договора залога транспортного средства кредитный эксперт , в первую очередь, проверяет право собственности на транспортное средство.К ним относятся договор купли-продажи, договор мены, дарения, акт приема-передачи, техничес ...
Основные принципы кредитования
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы ст ...