Управление надежностью коммерческого банка

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность банка » Управление надежностью коммерческого банка

Страница 3

Под понятием идеально надежного банка понимается банк, очень надежный, но который все же имеет разумное распределение активов, в том числе «разумную долю» работающих активов. Понятно, что с точки зрения надежности самый идеальный банк - тот, который вообще не проводит кредитные операции, ведет только беспроцентные счета до востребования, все средства клиентов хранит на корсчетах, а все собственные - в виде защищенного капитала. В этой модельной ситуации банк не способен приносить достаточной прибыли и считаться хорошим не может. Для приближения к реальности предполагает­ся, что идеальный банк для достижения доходности поддерживает ра­зумное соотношение между безопасностью операций и допущением риска.

Для установления коэффициентов надежности идеального банка совсем не обязательно проводить общественные опросы. Нам пред­ставляется достаточным для начала оценить значение «идеальных» коэффициентов на основе проведения лишь экспертного опроса, осно­ванного на опыте работы на финансовом рынке. Дальнейшее развитие рыночной ситуации, а также перемена мест в итоговом рейтинге на­дежности банков и соответствующие изменения в их реальном поло­жении внесут необходимые корректировки. Возможно, после завер­шения спада, связанного с переходным периодом, и достижения мак­роэкономической стабилизации окажется необходимым вносить кор­ректировки в представления об идеальном банке в зависимости от фазы колебания экономический конъюнктуры. Но это дело будущего.

Коэффициенты надежности всех других банков, участвующих в рейтинговом исследовании, сравниваются с коэффициентами этого идеального банка. Место других банков в рейтинге надежности опре­деляется степенью приближения показателей данного банка к, наи­лучшим показателям с точки зрения надежности.

Но для построения итогового значения (или «вектора надежно­сти») недостаточно просто просуммировать значения коэффициентов банка. Предварительно эти коэффициенты) нужно отнормировать и взвесить.

Зачем коэффициенты «нормировать» и «взвешивать»? Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к главному положению методики: для каждого банка рассчитывается некоторое число, увеличение которого на следующую дату будет означать с неизбеж­ностью увеличение общего уровня надежности данного банка.

Подсчет итогового числа проводится путем суммирования полу­ченных коэффициентов надежности. Однако в простом суммирова­нии есть опасности двух типов:

Во-первых, различная природа рассчитанных коэффициентов предполагает также, что на наше представление о надежности эти коэффициенты влияют по-разному. Что-то считается более важным, что-то важно, но не очень, что-то просто принимается «к сведению».

Во-вторых, полученные коэффициенты должны быть приведены к одному масштабу. Ведь коэффициенты суммируются, и нас интере­сует только итоговая сумма. При этом одни коэффициенты по своей природе оказываются почти всегда больше других, (для коэффици­ентов надежности, например, это t2 = ВБ/АР, который всегда больше единицы, и t1 = К/СО, который чаще всего меньше единицы. При этом если принять, что на итоговую надежность эти коэффициенты влияют одинаково, тот банк, который больше влияния уделяет мини­мизации работающих активов, чем росту собственного капитала, бу­дет иметь неоправданное преимущество в итоговом рейтинге).

Избежать первого можно, проведя взвешивание коэффициентов по степени их значимости в итоговом рейтинге. Для второго приме­няется стандартная процедура нормировки.

Типы нормировок

Идеальная. Эту нормировку можно проводить именно на «идеаль­ный банк», т.е. все коэффициенты реального банка предварительно делятся на значения этих коэффициентов для идеального банка, тем самым нормируясь на единицу.

Синтетическая

(или реальная). Нормировку можно проводить ис­ходя из «реальности жизни». Необходимо собрать статистику реально имеющихся коэффициентов надежности по всем банкам (или по их достаточному большинству). Далее предстоит убедиться в том, что идеальность, увы, пока недостижима, и нормировать рейтинговые коэффициенты на среднюю величину по группе банков, которые экс­перты большинством в 2/3 признают именно самыми надежными.

Идеально-реальная.

Еще один вид нормировки: опять же собира­ем предварительно статистику, но в качестве нормы принимаем ту границу разброса коэффициентов самых надежных (с точки зрения экспертов) банков, которая ближе всего к признанному идеальному уровню.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Консультационные слуги банка, информационно-аналитические услуги банка
Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направлениями консультационной деятельности банков могут быть следующие: - информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разра ...

Залог автотранспорта
При оформлении договора залога транспортного средства кредитный эксперт , в первую очередь, проверяет право собственности на транспортное средство.К ним относятся договор купли-продажи, договор мены, дарения, акт приема-передачи, техничес ...

Основные принципы кредитования
Кредитные отношения в экономике базируются на опреде­ленной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы ст ...