Методы получения информации о заемщике

Страница 2

Официальный запрос заемщика

, который должен содержать цель кредита, его сумму, предполагаемые сроки использования и погашения кредита, наименование товара , который планируется закупить, сведения о фирме-продавце.

С целью проверки этой информации кредитный отдел банка запрашивает у заемщика проект контракта и обычно связывается по телефону с фирмой-продавцом. Такой путь подходит, когда в качестве продавца выступает крупная фирма. что же касается мелких торговых фирм, то в таких случаях лучше заказывать специальное расследование консультационной или аудиторской фирме. И уже первые данные, полученные в ходе расследования, о том, например что такой торговой фирмы не существует, она имеет другую специализацию или пользуется дурной славой, служат достаточным основанием для прекращения дальнейших переговоров с заемщиком.

Копии уставных и учредительных документов

заемщика, фамилии должностных лиц, уполномоченных наведение переговоров с банком.

Кредитный отдел банка, как правило, проверяет достоверность учредительных документов, используя личные связи и контакты в Регистрационной палате. Служба безопасности банка выезжает на место, чтобы убедиться в достоверности указанных в документах адресов заемщика, телефонов, поговорить с сотрудниками компании. Служба безопасности может проводить такие операции как официально, так и неофициально, используя вымышленные предлоги или документы.

Оригиналы официальных отчетных форм

: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, приложение к балансу предприятия. Как правило, отчетные формы запрашиваются за последние 2-3 года.

Затем, используя личные связи и контакты в налоговой инспекции, к которой прикреплен заемщик, служба безопасности банка пытается установить достоверность предложенной отчетности(при этом не следует забывать, что такая «контрольная» работа приходит в противоречие с действующими инструкциями налоговой службы). Если проверка заканчивается успешно, то кредитный отдел начинает анализировать документы уже на предмет содержащейся в них финансовой информации. Проблема в том, что, по самой осторожной оценке, официальная бухгалтерская отчетность может искажать величину реальных финансовых ресурсов предприятия, а также величину вложения этих ресурсов (в сторону завышения) на 40-50%. Поэтому следует использовать специальные методики проверки и оценки финансового положения заемщика. К основным принципам таких оценок относятся:

1. Принцип единства оценки: оценивается не сумма стоимостей, а результат взаимодействия различных сторон и составляющих предприятия.

2. Оценка должна основываться на анализе прошлого (3-5 лет) и настоящего.

3. Принцип ориентации на будущее: оценка проводиться на определенную дату, но выявляются изменения, которые могут произойти в будущем.

4. При оценке следует руководствоваться принципом «средних ожиданий», исходить не из максимальных значений и не из минимальных. Это значит, что определяются те и другие, но лишь для того, чтобы определить верхнюю и нижнюю границы риска и средние значения.

5. Принцип достоверного и реального отражения имущества предприятия, который включает в себя следующее:

· отражение основных средств по оценке потребителя за вычетом амортизационных отчислений;

· отражение при оценке активов рыночного курса валюты и изменения цен;

· отражение стоимости ценных бумаг по биржевому курсу;

· применение наименьшей оценки при изменении рыночного курса;

· отражение затрат на приобретение товара без добавленной стоимости.

6. Принцип наилучшего использования имущества предприятия.

7. Принцип четкого ограничения оцениваемого объекта.

8. Учет возможных изменений в налогообложении.

9. Концентрация на самых существенных деталях.

10. Оценка должна базироваться на анализе прогнозов и ситуаций и оценке будущей выгоды.

11. Принцип оценки по использованию аналогичных ситуаций.

Возможно использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика, основы которого разработаны в Финансовой академии при Правительстве РФ.

По итогам рейтинга в зависимости от количества набранных балов предприятие может быть отнесено к одному из классов:

· Высший класс - абсолютно устойчивое финансовое состояние.

· Первый класс - устойчивое финансовое состояние, небольшие отклонения от нормы.

· Второй класс - имеются признаки финансовой напряженности, которые могут быть устранены. Кредитование возможно под повышенный процент.

· Третий класс - предприятия повышенного риска.

Кроме рейтингового анализа возможно применение метода аудиторской проверки. Кредитный отдел может потребовать от заемщика предоставить официальное аудиторское заключение.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Порядок составления и обращения векселей
Для приобретения векселя Банка (Приложение 1а) заинтересованное лицо (далее по тексту «Клиент») обращается в Отдел вексельного обращения Банка, либо в другое соответствующее подразделение Банка. При желании Клиента приобрести вексель Бан ...

Налогообложение доходов по векселям
При выплате доходов по векселю банки удерживает налоги со следующих лиц: Налог на доходы - с иностранных юридических лиц, не поставленных на учет в налоговом органе РФ и, соответственно, не имеющих идентификационного номера налогоплатель ...

Процедура оформления кредитного договора
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня 1-ой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком – кредитором, так и клиентом – заемщиком. Переговоры о кредит ...