Несмотря на относительную молодость мирового валютного рынка, он уже сформировался. Как и на любом рынке его участники предпочитают иметь дело с себе подобными, т.е. с банками, имеющими чуть ли не вековую незапятнанную репутацию, входящими в мировые рейтинги. Подавляющего же большинства наших банков лет пять-семь назад не было и в проекте.
Но, несмотря на столь невыгодные условия для начала своей деятельности на мировом валютном рынке, российские банки все-таки стремятся занять на нем свое место.
Существует 3 основные схемы, которые используют российские банки для игры на мировом валютном рынке:
1. Первый способ - это непосредственное участие в торгах на мировом валютном рынке. Однако не все так просто, как может показаться. Дело в том, что сделки на МВР заключаются по существу на честном слове, сказанном по телефону. Поэтому западные банки стремятся обеспечить хотя бы минимальные гарантии. Если у российского банка имеются корреспондентские отношения с его потенциальными контрагентами за рубежом, он почти автоматически получает возможность заключения сделок на некоторую сумму (имеет лимит открытой позиции или так называемую свободную “форексную” линию). Гарантия в этом случае - деньги на корреспондентском счете.
Если же корреспондентских отношений нет, то российскому банку придется вести с банком-контрагентом переговоры об открытии лимита и доказывать свою надежность. Однако шанс на успех в таких переговорах имеют только крупные банки, да и то не всегда.
Если российскому (а бывает, даже и западному) банку не удается получить свободную “форексную” линию у намеченных контрагентов, то придется отказаться от первого способа и действовать иначе.
2. Второй способ чаще используется в случае, когда операции ведутся через брокерские компании. Получив от них выгодные котировки, банковский игрок заключает сделку, даже не зная в этот момент, кто является его контрагентом. Все трудности отсутствия взаимных лимитов участников сделки решаются путем использования switching-банка (“свичующего”), который берет на себя роль посредника, совершая от своего имени сделки с банком-контрагентом и, естественно, дублируя их с российским партнером. Непременным условием работоспособности этой схемы для российского банка является наличие неформальных доверительных отношений со “свичующим”-банком.
3. Если же банку не удается наладить работу ни одним из первых двух способов (для мелкого банка это типичная ситуация), то возможен третий способ - работа через marginig account (особый вид счета) в одном из западных банков. В этом случае торговля замыкается только на этих двух банках, а внешний рынок нужен только как источник текущих котировок и для хеджирования банком, в котором открыт marging account, своих валютных позиций. Владелец marging account, как правило, получает в открывшем счете банке кредит, в 20 раз превышающий находящуюся на его счете сумму, что позволяет увеличить масштаб проводимых валютообменных операций и повысить их эффективность.
Наконец, мелким инвесторам, для которых работа с зарубежными банками обременительна, предлагается еще один способ - работа через дилинговый центр. Остановимся более подробно на этом способе, поскольку сейчас появление все новых и новых дилинговых центров напоминает биржевую волну 1990-1992 гг., когда по числу бирж на душу населения Россия обогнала все развитые страны. Кроме этого, по различным оценкам, несколько десятков дилинговых центров уже вовлекли оборот от 10 до 50 млн. долларов сотен игроков (без учета средств крупных банков)[1].
При работе через дилинговый центр между игроком и МВР выстраивается цепочка посредников: сам дилинговый центр; банки и финансовые посредники, которые, с одной стороны, из большого потока заявок, поступающих от мелких игроков, по мере возможности формируют более или менее крупные лоты, с которыми уже можно оперировать на МВР, а с другой - берут на себя риски, связанные с участием в валютных спекуляциях малоквалифицированных игроков. Кроме того, все мелкие игроки пользуются общими каналами связи, одной информационной системой и т.д., что позволяет им уменьшить накладные расходы.
Правила дилинга как организованной игры достаточно просты.
Разместив в банке, через который работает дилинговый центр, минимальный страховой депозит (его принято называть “лот”), игрок получает кредит для игры (так называемое “плечо”), размер которого, как правило, от 40 до 200 раз больше внесенный суммы, т.е. если в банк были внесены 2000$ долларов, то при 100 - кратном плече, игрок будет работать уже с 200 тыс. $. Именно этим капиталом игрок и будет оперировать - покупать и продавать приглянувшуюся валюту.
Величина кредитного плеча обеспечивает прямую зависимость доходность-рискованность. Чем больше плечо - тем большими суммами оперирует клиент и, соответственно, имеет возможность получать большую прибыль или, в случае неудачи, - проигрыш.
В большинстве дилинговых центров можно играть помимо доллара США на четырех валютах: английских фунтах, немецких марках, японских иенах и швейцарских франках, но в некоторых центрах играть можно любой европейской валютой и даже дензнаками бывших союзных республик.
Информация по теме:
Рейтинговая оценка
деятельности коммерческих банков
Для полноценной оценки финансового состояния банка в рамках внутреннего аудита, для сравнения его работы с деятельностью сходных по потенциалу кредитных организаций, для упрощения контроля со стороны надзорных органов используются различ ...
Основные принципы кредитования
Процесс кредитования в Банке осуществляется согласно действующему законодательству Украины, а также в соответствии с Положением “О кредитовании” и другими нормативными документами Национального Банка Украины.
Кредиты предоставляются субъ ...
Оптовая деятельность
Основным направлением деятельности коммерческого банка на рынке валютных операций являются операции на оптовом рынке - деятельность направленная на удовлетворение потребностей оптовых потребителей услуг - различных субъектов хозяйственной ...