Страховой бизнес в среднесрочной перспективе: концептуальный подход

Банковское дело » Госжурнал » Страховой бизнес в среднесрочной перспективе: концептуальный подход

Страница 2

Интерес государства к страховой сфере понятен и совершенно оправдан. Всегда резервы страховых компаний, а в истории нашей страны двух финансовых монополистов, к тому же государственных – банка и страховщика, размещались в соответствующие активы. Зачастую такое инвестирование велось в добровольно-принудительном порядке в государственные ценные бумаги и служило способом покрытия бюджетного дефицита. Для максимального использования инвестиционного потенциала страховых компаний во многих странах выпускаются специальные налогольготируемые ценные бумаги. Подобные намерения декларируются и у нас, причем уже во второй по счету Концепции развития страхования. Однако в силу неблагоприятного инвестиционного климата использовать самый мощный в мировой практике потенциал институционального инвестора в России пока не удается.

Особо надо сказать о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. В Концепции это направление отражено верно. Требуется осуществить следующие меры:

- повысить надежность системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;

- установить правила, нормативы и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

- провести финансовое оздоровление страховых компаний, включая обязательное увеличение капитала, вплоть до применения принудительных мер по управлению ее активами;

- установить для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что позволит профессионально выполнять возложенные на них функции

, осуществлять также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору,пятилетней период ее существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт, характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций. Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным размерам.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн. рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006 г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов.

Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Банки на рынке долговых правительственных обязательств
Агент правительства на рынке ц/бумаг – ЦБ. ЦБ обеспечивает возможность продажи, выпуска в обращение ц/бумаг при эмиссии (первичной- 96%). ЦБ размещает правительственные ц/бумаги в активы КБ, т.е. продает (связывает ресурсы КБ). Правите ...

Историческое развитие вексельного обращения
Исторически вексель первая форма ценной бумаги в хозяйственной жизни. Издавна вексель применялся как удобное средство оформления расчетных отношений, средство платежа, средство получения кредита, предоставляемого продавцами покупателям в ...

Автоматизация банковских операций
Первые банковские компьютеры появились в США в конце 50-х годов и предназначались для автоматизации обработки платежных документов (чеков, платежных поручений). В 1959 г. в Bank of America начала работать электронная установка для осущес ...