Налог на добавленную стоимость

Страница 5

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному месяцу.

Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. пре­терпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточ­ной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки.

В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продоволь­ственным товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах.

Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду това­ров на 18 пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный де­фицит. Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог для финансовой поддержки важнейших от­раслей народного хозяйства. Этот отмененный ны­не налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы определялись Зако­ном об НДС. Фактически специальный налог не имел самостоя­тельного значения, а был скрытой формой налога на добавлен­ную стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плав­ным снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы меньше, поскольку он был бы более последовательным.

В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары, работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4 ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов, подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.

Подобная база обложения достаточно стабильна.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. Техни­чески механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до того, как произойдет окончательная реали­зация готовой продукции (работ, услуг) и продолжают по­ступать при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но вы­деление налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет на­логовым инспекциям эффективно контролировать уплату нало­га. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компен­сирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Уровни банковских систем
Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда: В стране еще нет центрального банка; В стране есть тол ...

Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов
Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций, необходим бюджет, который представляет собой экономическую форму образования и исп ...

Составление векселя
Статьи 1 и 75 Положения о простом и переводном векселе прямо указывают на состав обязательных реквизитов векселя. Те элементы, указания, части вексельного содержания, которые вместе составляют вексельное обязательство, называются вексельн ...