Организация кредитной сделки «банк-клиент»

Страница 1

Организация кредитной сделки банка с заемщиком - это принятая в конкретном банке процедура рассмотрения просьбы клиента о получении кредита и принятия решения, заключения кредитного договора, выдачи и погашения ссуды, осуществления контроля за полнотой и своевременностью её возврата. Указанная процедура должна быть проработана и зафиксирована в основах кредитной политики банка. При этом содержание отдельных её элементов должно различаться для:

· клиентов, которых банк знает достаточно хорошо и новых клиентов;

· клиентов, пользующихся доверием банка и клиентов не обладающих таким доверием;

· клиентов, имеющих опыт хозяйственной и финансовой деятельности и не имеющих его.

Начальным элементом организации кредитной сделки, имеющим принципиально важное значение, является процедура рассмотрения просьбы клиента. Если клиент впервые обращается в данный банк, то его, естественно, будут интересовать принятые в нем правила и условия, в том числе набор требуемых документов. С этой целью каждый банк должен иметь свой перечень документов, предоставляемых в банк для получения кредита. Этот перечень должен быть различен для постоянных и новых клиентов. Для постоянных клиентов в число обязательных документов входят:

· кредитная заявка;

· технико-экономическое обоснование (ТЭО);

· баланс на последнюю дату или на несколько дат;

· отчет о финансовых результатах;

· хозяйственные договоры, лежащие в основе кредитной сделки.

Кроме того, имеет смысл ознакомиться с графиком поступлений и платежей заемщика и со сведениями о кредитах, полученных им в других банках.

Для новых клиентов к указанному выше перечню документов нужно добавить:

· копию устава (нотариально заверенную) и подлинник (для сверки);

· копию свидетельства о регистрации (нотариально заверенную);

· копию учредительного договора (нотариально заверенную);

· протокол учредительного собрания;

· карточки с образцами подписей и оттиском печати (нотариально заверенные).

Процедура рассмотрения кредитной заявки в случае первичного обращения клиента в банк начинается с посещения кредитного отдела и включает в себя:

· беседу кредитного работника с клиентом по существу просьбы;

· проведение экономического анализа;

· знакомство с делами клиента непосредственно на месте;

· составление письменного заключения.

Первичная беседа носит характер ознакомления с личностью ссудополучателя (его профессиональные и личные качества). В ходе её выясняются также юридический статус и финансовое положение клиента, назначение ссуды и источники её погашения, способы гарантирования возврата кредита, наличие долгов перед другими банками и др.

В зарубежной практике используются специальные анкеты для беседы с новым клиентом. Итоги беседы после ухода клиента оформляются протоколом или специальной запиской.

Если на этом этапе у кредитного работника сформировалось положительное мнение о клиенте и испрашиваемой им ссуде, то он приступает к аналитической работе. Анализу должны подвергаться общая кредитоспособность клиента, а также представленное им технико-экономическое обоснование на ссуду.

Большинство наших банков ограничивается только оценкой ТЭО, видимо, полагая, что оно позволит судить об окупаемости ссуды. Между тем оценка окупаемости отдельной ссуды - это необходимый, но недостаточный элемент анализа. Часто клиент получает ссуду наличными деньгами, поступление средств от прокредитованной сделки также может происходить в налично-денежной форме (минуя банк). Клиент может пустить полученные средства в новый оборот. Но при расчетах через банк поступившие на расчетный счет клиента средства могут быть использованы им не на погашение ссуды, а на другие цели. Поэтому важно убедиться не только в том, что клиент получит от кредитуемой сделки необходимую сумму средств, но и в способности и готовности возвратить ссуду. Именно этой цели служит оценка общей кредитоспособности заемщика. Для такой оценки каждый банк должен иметь собственное методическое обеспечение.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Бухгалтерский учет операций с векселями в банке
В соответствии с письмом Центрального банка России от 23 февраля 1995 года № 26 “Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями” коммерческие банки при выдаче (выпу ...

Содержание анализа и оценки финансового состояния банка
Финансовый анализ как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией и условием их принятия (информационно-аналитическим обеспечением), а затем обобщает и оцен ...

Центральные банки
Центральные эмиссионные банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования центрального эмиссионного банка госу ...