Финансово – кредитные методы сбалансирования местных бюджетов

Банковское дело » Бюджет » Финансово – кредитные методы сбалансирования местных бюджетов

Страница 4

· проводят выравнивание бюджетных диспропорций в разрезе территорий страны;

· осуществляют финансирование социально – экономических программ общегосударственного значения;

· направляют развитие местного хозяйства в соответствии с обозначенными общегосударственными приоритетами;

Понятно, что объективно присущие официальным трансфертам потенциальные возможности позитивного решения указанных задач на практике работают только при условии наличия испробованного досконального и целостного механизма их предоставления, который предполагает гарантии полного и своевременного получения средств, а также контроль государственных органов за эффективным их использованием.[53, C. 35]

Трансферты занимают важное место в процессе бюджетного регулирования, по своему значению они не уступают методу отчислений от общегосударственных налогов и доходов. Опыт зарубежных стран показывает, что последние годы наблюдается тенденция возрастания роли бюджетных трансфертов, подтверждением которой является увеличение их части в совокупных доходах местных бюджетов. В большинстве стран субсидии преобразовались в основной элемент муниципального финансирования, их часть в составе финансовых ресурсов муниципальных формирований колеблется в пределах 30 – 60 %; в Австрии – 35%; Бельгии – 40; Финляндии – 31; Франции – 26; Германии – 45; Италии – 38; Нидерландах – 60; Польше 60% (53 с29 – 30)

Анализ отечественной практики бюджетного регулирования последних лет свидетельствует, что она не характеризовалась стабильностью, поскольку изменялись как сам перечень регулирующих доходов, так и размеры процентных отчислений по видам регулирующих налогов и в разрезе административных единиц; изменялись виды бюджетных трансфертов и условия их предоставления; делались попытки заинтересовать местные финансовые органы в дополнительном предоставлении средств в бюджет. Такая ситуация создала значительные трудности в бюджетном планировании, лишивши его реальности и научного обоснования. Понятно, что в современных условиях на первое место стала важная проблема стабилизации нормативной базы меж бюджетных отношений и бюджетного регулирования.

Механизм бюджетного регулирования привел к парадоксальной ситуации: в последние два года в Украине дотации предназначались бюджетам всех административно территориальных единиц.

Некоторые авторы считают, что расширение принципа субсидарности в зарубежных странах нельзя механически переносить в отечественную бюджетную практику.[53, C. 36]

Не следует забывать, что главною целью бюджетных трансфертов является предоставление финансовой помощи и сбалансирование местных бюджетов тех территорий, которые имеют меньший налоговый потенциал, то есть являются беднейшими в финансовом отношении.

Не может быть, что бы все районы страны одновременно требовали финансовой помощи.

Среди бюджетных территориальных общин в 1998 году больше всего было дотационных сельских бюджетов: почти 60 % общей численности; достаточно высока часть городских бюджетов 40 %. Кроме того, половина от общей численности бюджетов мест районного значения также получали в 1998 году дотации.[4, C. 12] Как видим, негативная тенденция увеличения численности дотационных местных бюджетов обязательно приводит к постепенному снижению эффективности использования полученных средств, уменьшение интереса в поиске альтернативных источников доходов, благоприятствует развитию потребительского настроения в органах местного самоуправления.

Общепризнанные недостатки дотаций требуют расширения сферы использования субвенций, характерными признаками которых является целевое использование полученных средств, стимулирование участия местных органов власти в осуществлении определенных расходов, возвращение сумм вследствие не целевого использования средств субвенции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме: