Правовая база функционирования коммерческих банков

Банковская система » Правовая база функционирования коммерческих банков

Страница 2

"Методические указания" предусматривают необходимый для получения лицензии и государственной регистрации банка пакет документов, представляемый в региональное Главное управление ЦБ. Департамент банковского надзора ЦБ осуществляет методическое руководство по вопросам регистрации и лицензирования кредитных учреждений, а также контроль за этим процессом.

Коммерческие банки действуют на основании Устава, который принимается его участниками. В Уставе закрепляются функции банка, его правоспособность, структура, порядок образования и полномочия органов управления. Коммерческим банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. Банки могут выступать учредителями и участвовать собственными средствами на долевой ос­нове в хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе договоров, при этом стороны имеют широкие возможности в определении их условий. Например, с 1 января 1992 г. в России отменены ограничения на установление процентных ставок по операциям коммерческих банков. Банк и предприятие, вступая в договорные отношения друг с другом, стремятся к осуществлению своих хозрасчетных интересов, эффективному сотрудничеству.

В ходе надзора за деятельностью коммерческих банков, осуществляемого Департаментом банковского Надзора, проверяется правильность исполнения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, а также контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов. В этих целях может быть произведена сплошная или выборочная проверка операций банков. Банки обязаны представлять учреждению ЦБ по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.

К коммерческим банкам, допускающим недостатки в работе, могут применяться санкции или соответствующие меры. Например, банку даются рекомендации о возможных путях ликвидации недостатков, о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка (увеличению собственных средств, изменению структуры активов и т.п.). В качестве санкций применяются повышение нормы обязательных резервов; взыскание штрафа в размере дохода, полученного в результате неправомерных действий банка; отзыв лицензии на ведение банковских операций или введение ограничения на проведение банком операций. Отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих случаях: при обнаружении недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; при задержке начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии; осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за пределы предоставленной банку лицензии; выявлении нарушений банком требований антимонопольного законодательства (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников). Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется его Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Коммерческие банки не имеют вышестоящих органов. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков), созываемое ежегодно для решения следующих вопросов: изменение Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов деятельности, распределение доходов банка, создание и ликвидация дочерних предприятий банка и некоторых других важных вопросов деятельности банка (не касающихся его менеджмента).

Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Ограничения покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке как метод валютного регулирования
Если, обязав предприятия продавать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке, государство стремится обеспечить устойчивое предложение иностранной валюты, то ограничения на покупку валюты на внутреннем рынке, прежде всего, обеспе ...

Внутрибанковская информационно-аналитическая система
ИАС должна осуществлять замкнутый, комплексный, последовательный, многогранный процесс действий, направленных на добывание, сбор, обработку, анализ и оценку информации. Логически замкнутую ИАС необходимо строить, руководствуясь следующим ...

Инструменты обеспечения возвратности ссуд
Как правило, каждый банк использует свои инструменты воздействия на должников, причем рассматривает их в качестве коммерческой тайны. Тем не менее в их действиях обнаруживаются, конечно, и общие закономерности, или правила. Ниже будут пок ...