Расчеты между банками стран-членов СНГ

Банковское дело » Межбанковские расчеты в России » Расчеты между банками стран-членов СНГ

Страница 1

В связи с провозглашением суверенитета союзными республиками - бывшими субъектами СССР, введением многими из них национальных валют существенно трансформируются платежно-расчетные отношения на его бывшей территории.

Формирование новой системы международных расчетов стран- членов СНГ чрезвычайно затрудняют кризисная ситуация в сфере финансов и. денежного обращения, инфляционные процессы. Вместе с тем сложившиеся десятилетиями хозяйственные связи между пред­приятиями этих стран по взаимным поставкам товаров (работ, услуг) обусловливают необходимость осуществления бесперебойных расчетов. Межгосударственный товарооборот многих бывших советских респуб­лик составляет более половины всего объема производства на их территории. Экономически страны СНГ связаны друг с другом гораздо теснее, чем государства Европейского сообщества (ЕС), где упомянутая доля торговли составляет в среднем не больше 25%. Сте­пень интеграции хозяйственных связей составляла внутри СССР - 21%, а в ЕС - только 16.

Сокращение товарообмена является одной из причин уменьшения более чем на 20% российского промышленного производства и экспор­та в 1992г. Однако межреспубликанский товарооборот быстро снижается, создавая препятствия для успешного движения к рыночной экономике. Имеются объективные причины: изменение структуры производства, ориентация его на гражданские нужды, разрывы хозяйственных связей из-за территориально-этнических конфликтов и др. Приводит к этому и платежный кризис в рублевой зоне СНГ.[1]

Дело в том, что большая часть межгосударственных расчетов проводится в рублях. Покупа­тельная же способность рубля не одинакова в разных странах СНГ. Сложилась ситуация, когда каждому государству стало выгодно эмити­ровать как можно больше безналичных рублей, с тем чтобы ввозить от соседей как можно больше товаров. Особенно страдала от этого Россия, так как она вывозила много энергоресурсов и сырьевых ресур­сов по ценам значительно ниже мировых, которые государства реэкс­портировали за доллары.

С 1 июля 1992 г. Россия остановила систему двусторонних коррес­пондентских счетов, обязывающую каждое государство вывозить из России столько, сколько оно ввозит в Россию. Главным недостатком системы является то, что она не позволяет дефицит торговли с одними республиками покрывать положительным сальдо торговли с другими.

Для предотвращения бесконтрольного вывоза материальных ресурсов за рубеж по чрезвычайно низким ценам с 1 февраля 1993 г. введено квотирование и лицензирование важнейших видов товаров для вывоза с территории России в государства СНГ. Это касается 420 товарных групп. Практически данное решение приравнивает вывоз товаров в указанные государства к вывозу товаров в дальнее за­рубежье.

Рассмотрим далее действующий порядок организации межбанков­ских расчетов в СНГ.

Основные правила расчетов даны в Положении об организации расчетов между банками разных республик (Приложение 2 к письму Банка России от 9 июля 1992 г. №14). В связи с введением в обраще­ние на территории Украины собственной национальной валюты введен также Порядок осуществления межбанковских расчетов между Российской Федерацией и Украиной, утвержденный Банком России 19 ноября 1992 г. (Указания Банка России от 23 ноября 1992 г. № 21).

Межгосударственные расчеты между банками Российской Федера­ции и банками других государств (бывших союзных республик) осуществляются главным образом через вновь открываемые друг у друга корреспондентские счета Центральных (Национальных) банков государств.

Подобные расчеты могут проводиться и минуя указанные коррес­пондентские счета, а именно через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется коммерческим банкам, получившим генеральную или расширенную лицензии, т.е. уполномоченным банкам. Последние могут без специаль­ного разрешения Банка России открывать, например, в украинских коммерческих банках корсчета в украинских карбованцах для зачисле­ния на них выручки своих клиентов от реализации на Украине товаров (работ, услуг).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме: